Санкции vs бизнес: особенности работы с зарубежными контрагентами
Санкционные ограничения кардинально изменили правила работы на международном рынке. Все больше компаний с российскими или белорусскими корнями, даже не имеющие отношения к санкционным лицам, сталкиваются с отказами в сотрудничестве со стороны зарубежных партнёров.
Весомым препятствием также стал отказ банков обслуживать компании, работающие с санкционными юрисдикциями. Последствия такого подхода очевидны - закрытие счетов, блокировка транзакций и зачастую паралич финансовых операций.
Но даже если контрагенты и банки формально не отказываются от сотрудничества, неопределённость в расчётах создаёт дополнительные риски. Предугадать дойдёт ли платёж и как быстро, потребуется ли подключать альтернативные платёжные механизмы практически невозможно. Такая неопределенность сказывается на бизнесе самым негативным образом. Компаниям приходится оперативно адаптироваться, искать новые схемы работы и пересматривать привычные бизнес-процессы.
Одним из наиболее распространённых вариантов является использование “чужих” или “собственных” посреднических структур. Но хотя посреднические структуры значительно упрощают международное сотрудничество, их создание и сопровождение сопряжены с рядом операционных, налоговых и юридических сложностей. Разберём эти аспекты более подробно.
Использование посреднических структур
Современные реалии кардинально изменили приоритеты компаний в международных операциях. Если ранее основное внимание уделялось долгосрочной оптимизации финансовых потоков группы компаний (холдингов), то сегодня ключевой задачей стал поиск рабочих механизмов, позволяющих просто продолжать деятельность.
Этот сдвиг особенно заметен в сегменте внешнеэкономической деятельности: даже независимые компании («standalone entities»), ранее не входившие в состав группы, теперь вынуждены создавать зарубежное «присутствие».
Такие иностранные структуры используют для транзита – через них
проводят расчеты с контрагентами
организуют логистические цепочки
и иным образом минимизируют риски, обусловленные санкционными ограничениями.
Таким образом выстраивается схема работы, которую для простоты обозначения часто называют «паровозиком». Базовый алгоритм оплаты в рамках такой схемы можно изобразить следующим образом:
Важно понимать, что на практике
цепочка платежей редко совпадает с реальными маршрутами поставок.
К тому же,
документальное оформление операций зачастую отличается от их фактического исполнения.
Если группа достаточно большая, то «разветвлений» может быть несколько, что при грамотном подходе позволяет минимизировать риски блокировки платежей или закрытия счета.
Сложности при организации посреднических структур
Для эффективного построения схемы работы с использованием транзитной юрисдикции необходимо комплексно проработать ряд взаимосвязанных вопросов, охватывающих юридические, налоговые, банковские и операционные аспекты.
На подготовительном этапе особое внимание следует уделить следующим ключевым вопросам, формирующим основу такой структуры:
1. Выбор "формы" посреднического инструмента
Выбор той или иной формы посреднического инструмента зачастую зависит от требований конкретного банка. Так, несмотря на ужесточение требований, отдельные банки в некоторых юрисдикциях продолжают открывать счета для иностранных компаний. Однако ключевым условием является подтверждение реальной коммерческой связи компании с данной страной. В качестве доказательств такой связи банки обычно принимают договоры с местными контрагентами, отгрузочные документы, соглашения о сотрудничестве и т.п.
Процедура открытия счёта, как правило, состоит из двух этапов:
На первом этапе банк проводит предварительную проверку предоставленных документов и выносит принципиальное решение о возможности открытия счёта.
В случае положительного решения компания должна предоставить дополнительный пакет документов, подтверждающих её правосубъектность в стране регистрации, а также полномочия должностных лиц и представителей.
В этот пакет обычно входят учредительные документы и различные выписки (сертификаты). При этом требования к составу документов и способам подтверждения их подлинности (апостиль, легализация, нотариальное заверение) могут существенно различаться в зависимости от конкретного банка.
Особую сложность представляет открытие счетов в тех юрисдикциях, где для нерезидентов также предусмотрена обязательная постановка на налоговый учёт. Например, в Казахстане такая процедура является обязательным условием для открытия банковского счёта. Это создаёт дополнительные административные трудности, поскольку перечень документов для налоговой регистрации часто не совпадает с банковскими требованиями, а сам процесс требует взаимодействия с местными налоговыми органами. При этом отказ в постановке на налоговый учёт автоматически делает невозможным открытие банковского счёта.
Учитывая, что открытие счёта на иностранную компанию в большинстве случаев остаётся скорее исключением, чем правилом, многим бизнесам приходится рассматривать альтернативные варианты.
Наиболее распространёнными из них являются
создание нового юридического лица или филиала в нужной юрисдикции;
регистрация налогового и (или) иного представительства.
2. Открытие счета и осуществление операций В последние годы процедура открытия банковского счета в иностранных юрисдикциях стала значительно сложнее. Сроки рассмотрения заявок увеличились, а сам процесс требует больших усилий, при этом результат остается непредсказуемым.
Наиболее благоприятный сценарий возможен, если компания является местной, а ее учредители и директора являются резидентами. В таких случаях банки, как правило, открывают счета относительно быстро. Однако если речь идет об иностранных бенефициарах, процесс открытия счета может столкнуться с серьезными препятствиями.
Одной из ключевых проблем является отсутствие прозрачности в принятии решений. Банки нередко отказывают в открытии счета без развернутого обоснования, что затрудняет возможность скорректировать заявку. В связи с этим крайне важно тщательно проработать бизнес-обоснование, уделив особое внимание деталям и подготовив полный пакет документов, включая те, которые могут быть запрошены дополнительно. Кроме того, банки часто оценивают не только документацию, но и фактические обстоятельства деятельности компании: наличие офиса, штата сотрудников, историю операций бенефициаров и другие аспекты.
Вместе с тем, даже после успешного открытия счета сохраняются риски, связанные с его использованием. Банки внимательно отслеживают транзакции и могут блокировать операции, если заподозрят связь с Россией или Беларусью. В некоторых случаях это приводит к полному закрытию счета. Примечательно, что подобные решения нередко носят субъективный характер и зависят от позиции конкретного сотрудника банка.
В качестве альтернативы или дополнения к традиционным банковским счетам можно рассмотреть открытие счета в международных платежных системах, таких как, например, Currenxie, XTransfer, Airwallexи др.
К преимуществам платежных систем можно отнести более высокую скорость и предсказуемость обработки транзакций. Например, если платеж исходит из санкционной юрисдикции, он, как правило, блокируется на этапе поступления, а средства сразу возвращаются отправителю. В то же время традиционные банки могут задерживать поступившие средства на несколько недель. Кроме того, платежные системы реже запрашивают дополнительные документы для подтверждения операций, а их комиссии за переводы зачастую ниже, чем в банках, при более выгодных обменных курсах.
Однако и здесь есть нюансы. Прежде всего, важно учитывать репутацию платежной системы и ее политику в отношении компаний из России и Беларуси, поскольку не все операторы работают с такими клиентами или принимают от них платежи.
3. Выбор оптимальной юрисдикции
При выборе транзитной юрисдикции важно учитывать, что перечень доступных стран существенно ограничен из-за действующих санкционных ограничений. В настоящее время лишь банки некоторых государств продолжают обслуживать компании с российскими и белорусскими бенефициарами или допускают операции с компаниями из России и Беларуси.
При этом важно учитывать не только санкционные требования, но и локальные законодательные ограничения, которые могут препятствовать осуществлению планируемого. В частности, отдельного внимания заслуживают такие аспекты, как обязательное лицензирование внешнеэкономической деятельности, валютное регулирование, а также иные нормативные требования, специфичные для конкретной юрисдикции.
Среди наиболее востребованных направлений остаются ОАЭ, Казахстан, Сербия, Турция, Армения и Узбекистан. Эти страны демонстрируют относительную лояльность к бизнесу, связанному с Россией и Беларусью, при условии строгого соблюдения предъявляемых требований.
Тем не менее, даже в этих юрисдикциях компании сталкиваются с повышенным вниманием финансовых институтов. Например, банки ОАЭ формально не запрещают работу с российскими и белорусскими бенефициарами, но проводят углубленную проверку клиентов, нередко отказывая в проведении платежей, а дальнейшие операции таких клиентов подвергаются усиленному мониторингу.
Некоторые ранее популярные направления также значительно ужесточили свои подходы. В частности, банки Гонконга отказывают в открытии счетов компаниям с российскими и белорусскими бенефициарами, а также не пропускают платежи, связанные с этими юрисдикциями. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других финансовых центрах, что вынуждает бизнес искать альтернативные решения.
Отдельного внимания заслуживает Катар, интерес к которому и российского и белорусского бизнеса растет благодаря гибкой банковской политике.
Расширить перечень доступных юрисдикций возможно за счет использования специальных правовых механизмов, таких как трасты (trusts) или фонды (foundations), которые позволяют сохранить конфиденциальность бенефициаров. Однако такие структуры требуют тщательного планирования и профессионального сопровождения.
Использование договорных конструкций
Следующим ключевым этапом после открытия счета в транзитной юрисдикции является выбор юридического оформления осуществляемых операций. Этот выбор зависит от требований местного законодательства, регулирования вовлеченных стран, а также условий, устанавливаемых банками.
Поскольку юридическая форма сделки не всегда соответствует ее экономической сути, могут использоваться разные договорные конструкции для достижения желаемого результата.
Например, вместо классических договоров купли-продажи (поставки) с компанией-посредником может использоваться агентский договор (поручения или комиссии), в рамках которого посредник получает только вознаграждение за свои услуги, а не участвует в полном товарообороте.
Аналогичным образом для решения специфических задач применяются договоры перевода долга, уступки права требования, исполнения обязательств третьим лицом с последующим зачетом и другие юридические механизмы.
Критически важным при выборе формы сделки является учет не только норм внешнеэкономического и валютного регулирования, но и потенциальных налоговых последствий. Одним из наиболее распространенных рисков является возникновение неожиданных фискальных обязательств, таких как НДС или налог у источника в юрисдикции посредника. Подобные обстоятельства способны значительно увеличить расходы по цепочке, снижая общую эффективность операции.
Особую сложность представляет использование договоров оказания услуг. В данном случае требуется комплексный анализ действующих соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) между соответствующими странами, а также норм национального налогового законодательства.
Иллюстрацией может быть ситуация, когда гонконгская компания оказывает услуги казахстанскому контрагенту. В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, при выплате вознаграждения за такие услуги в Гонконг у казахстанской стороны возникает обязательство по удержанию налога у источника. Однако такой обязанности не возникает при выплате вознаграждения в Катар, так как между указанными странами действует СоИДН, который при соблюдении определенных условий исключает налогообложение вознаграждения в Казахстане (у источника).
Кроме того, существенное значение имеют правила определения места реализации услуг для целей НДС, поскольку возникновение необходимости уплаты НДС может привести к дополнительным налоговым обязательствам.
Таким образом, современные условия трансграничной деятельности требуют нестандартных юридических решений, позволяющих оптимизировать финансовые потоки. Однако при разработке таких схем крайне важно проводить детальный анализ налоговых последствий, поскольку недооценка фискальных рисков может нивелировать все потенциальные экономические выгоды.
Выводы
Санкционные ограничения коренным образом трансформировали ландшафт международного бизнеса, сделав работу с зарубежными контрагентами сложным и высокорискованным процессом. В условиях повышенных рисков блокировок, отказа в обслуживании и нестабильности расчетных операций ключевым конкурентным преимуществом становится способность оперативно адаптировать бизнес-модели к быстро меняющимся требованиям.
Ключевыми инструментами стали создание продуманных посреднических структур в относительно лояльных юрисдикциях, использование альтернативных платежных инструментов и внедрение гибких договорных конструкций. Однако следует учитывать, что каждая из этих стратегий требует тщательной проработки налоговых последствий и соответствия постоянно обновляемым регуляторным требованиям.
Фактически, современный международный бизнес превратился в сложную систему балансирования между коммерческой целесообразностью, юридической безопасностью и требованиями финансовых институтов. Успешное преодоление этих вызовов возможно только при комплексном подходе, сочетающем правовую экспертизу, глубокое понимание международных финансовых потоков и способность прогнозировать развитие регуляторной среды. В долгосрочной перспективе именно эти компетенции будут определять устойчивость компаний в условиях глобальной нестабильности.
ЧЕМ Lexum МОЖЕТ ПОМОЧЬ
В этой сложной ситуации LEXUM предлагает комплексные решения, помогающие бизнесу адаптироваться к новым условиям и минимизировать риски.
Мы знаем, что каждая ситуация требует индивидуального подхода, поэтому не предлагаем шаблонных решений. Наши эксперты тщательно анализируют ваш кейс, чтобы предложить решение, которое будет работать именно в вашем случае.
Для вас и вашего бизнеса мы
✔ Подберем оптимальную юрисдикцию (ОАЭ, Казахстан, Турция) с учетом санкционных рисков ✔ Откроем счета в иностранных банках и платежных системах ✔ Создадим рабочие договорные схемы с учетом требований задействованных юрисдикций ✔ Оптимизируем налоговую нагрузку в соответствии с международными соглашениями и национальными нормам ✔ Реализуем решения «под ключ» с последующим юридическим сопровождением
LEXUM — это не просто консультации, а работающие инструменты для вашего бизнеса.
Мы сочетаем глубокую юридическую экспертизу с практическим опытом реализации сложных конструкций, помогая клиентам оставаться устойчивыми в условиях нестабильности.