Из-за введенных санкционных ограничений российская компания, занимающаяся импортом товаров из Китая, столкнулась с невозможностью осуществлять платежи поставщикам. Банки-корреспонденты и банки-получатели отказывались принимать переводы, фактически блокируя международные расчеты.
С учетом обозначенных клиентов пожеланий в качестве возможных вариантов решения данной проблемы рассматривались:
- Открытие новой компании в иностранной юрисдикции.
- Создание постоянного представительства или филиала российской компании за рубежом.
В сложившейся ситуации выбор был сделан в пользу создания новой компании в юрисдикции, дружественной к России.
Одним из основных требований клиента было наличие российских бенефициаров, что значительно усложняло процесс открытия счета. Поэтому ключевыми критериями при выборе страны стали:
- Возможность регистрации компании с российскими бенефициарами и наличие банков (платежных систем), готовых работать с такими клиентами.
- Возможность и условия приема банками платежей из России и их отправки иностранным поставщикам.
Наш опыт работы с банками и платежными системами показал, что критически важными факторами для открытия счета являются:
- Наличие экономической связи компании с юрисдикцией регистрации (как правило, учитывается наличие местных поставщиков и/или клиентов), а также
- Назначение местного директора.
Отдельно стоит отметить, что платежные системы более лояльны к открытию счетов и оценивают, в основном, наличие экономической связи со страной регистрации. Однако сейчас и для них важным критерием является гражданство директора — предпочтение отдается лицам, не имеющим российских или белорусских паспортов.
По результатам оценки рисков отказа в открытии счета мы вместе с клиентом приняли необходимые меры для их минимизации, что позволило успешно открыть банковский счет и наладить работу с ним, соответствуя всем предъявляемым банком требованиям.
Предварительно изучив требования валютного контроля в задействованных юрисдикциях, мы разработали договорную структуру для оформления движения товаров и денежных потоков. Это позволило обеспечить налоговую эффективность сделок и минимизировать возможные риски.
Поскольку национальное законодательство и требования банка в данном случае не устанавливали специальных правил для оформления договорных отношений, для минимизации налоговых последствий мы ориентировались на Соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН).
Использование СоИДН предоставляет дополнительные гарантии, так как государства, подписавшие такие соглашения, обязуются соблюдать условия, направленные на уменьшение налогообложения. Это позволяет минимизировать риск двойного налогообложения и создать более предсказуемую налоговую среду для бизнеса.
В целом, при отсутствии СоИДН предпочтение отдается договорам поставки и другим договорам, которые обычно используются для оформления экспортно-импортных операций. Однако при наличии СоИДН зачастую более целесообразно использование агентских договоров или аналогичных соглашений.
Кроме того, важно учитывать правила налогообложения НДС, чтобы избежать лишних налоговых потерь. Например, таких как невозмещаемый НДС или совпадение места реализации для целей НДС в задействованных юрисдикциях.
В данном случае мы использовали агентский договор, что позволило
исключить налогообложение у источника в юрисдикции вновь созданной компании, а также необходимость уплаты НДС агентом. Помимо налоговых выгод, такой подход также позволил минимизировать документооборот между компаниями, фактически сведя его к документам, подтверждающим оказанные услуги, что значительно упростило процесс взаимодействия между сторонами.